"Декоративные" санкции: Лукашенко запретили въезд в Польшу

Президент Белоруссии Александр Лукашенко, а также ряд белорусских чиновников попали в польский «черный список» лиц, которым запрещен въезд в страну. В Минске ждут официального уведомления об этом решении. Всего же, по неофициальным данным, в списке около 100 человек. Неделю назад глава МИД Белоруссии Сергей Мартынов заявил, что его страна примет ответные меры в том случае, если Польша примет решение о запрете на въезд на ее территорию представителей местных властей. Примечательно, что запретительные санкции не касаются самого главы МИД Белоруссии. На Западе такую избирательность объясняют желанием «сохранить возможность для диалога».

Отметим также, что в 2010 году руководство Польши уже грозилось ввести политические и экономические санкции в отношении Белоруссии – так в Варшаве тогда отреагировали на силовое подавление митингов протестов представителей польской диаспоры в Белоруссии, обвинивших президента Александра Лукашенко в притеснении национальных меньшинств, в т.ч. поляков /в Белоруссии их проживает порядка 500 тыс человек – прим ред/.

Напомним, что ранее Запад неоднократно грозил режиму А.Лукашенко экономическими санкциями за его отказ начать в стране демократические преобразования. Однако всякий раз никаких реальных шагов в этом направлении не предпринималось, а у самого А.Лукашенко, похоже, выработался иммунитет к подобного рода «страшилкам». Именно так можно объяснить политические лавирования «батьки» в ходе проведения последней президентской кампании: сначала А.Лукашенко пообещал Западу провести честные и демократичные выборы, а затем без всяких терзаний отдал приказ силовым структурам самым жестоким образом подавить выступление оппозиции в центре Минска в ночь с 19 на 20 декабря 2010 года.

Кстати, поляки стали одними из первых представителей Евросоюза /ЕС/, кто резко осудил разгон оппозиционной акции в центре белорусской столицы, собравшей по оценкам наблюдателей порядка 30 тыс человек, среди которых были представители большинства оппозиционных партий, а президент Польши Бронислав Коморовский даже дал задание министру иностранных дел Радославу Сикорскому выработать с европейскими коллегами общую стратегию отношений с белорусскими властями.

Однако, инструментарий тех же политических санкций в отношении Белоруссии у европейцев не отличается разнообразием. Напомним, что 2010 году Совет ЕС принял противоречивое решение: с одной стороны, он продлил до 31 октября 2011 года запрет на въезд в Евросоюз президента Белоруссии и еще 35 официальных лиц, но с другой стороны, ввел мораторий на исполнение этого решения.

Однако теперь Евросоюз, похоже, будет вынужден будет снять мораторий, а также расширить список невъездных белорусских чиновников.

При этом встреча по ситуации в Белоруссии отложена на конец января, хотя Венгрия, председательствующая с 1 января 2011 года в ЕС, настаивала на созыве совещания сразу после Нового года.

Однако Германия и Швеция посчитали, что это можно сделать в ходе первой плановой встречи министров в 2011 году, намеченной на 31 января.

В свою очередь, 14 января первый заместитель помощника госсекретаря США Нэнси МакЭлдони заявила, что официальный Вашингтон внимательно следит за развитием ситуации в Белоруссии и не намерен оставаться безучастным.

Чуть ранее, Госдепартамент США распространил совместное заявление госсекретаря США Хиллари Клинтон и верховного представителя ЕС по внешней политике и безопасности Кэтрин Эштон. В документе США и Евросоюз призывают власти Белоруссии освободить всех политзаключенных, остановить преследование СМИ и восстановить работу офиса ОБСЕ в Минске.

Однако Минск не намерен идти навстречу западным политикам, которые требуют освободить сотни арестованных белорусских оппозиционеров в качестве условия для продолжения контактов и диалога.

МИД Белоруссии считает, что в Европе сложилось искаженное представление о ситуации в Белоруссии, а принимаемые на этой основе решения мешают нормальному взаимодействию страны с ЕС. В свою очередь, А.Лукашенко был более воинственен, заявив, что «если кто-то на нас будет давить и требовать — будет только хуже».

Понять, какой смысл вкладывает белорусский президент в эту угрозу, отчасти можно вспомнив о словесной перепалке «батьки» с ЕС 2 года назад.

В 2008 году А. Лукашенко пригрозил Евросоюзу энергетическими санкциями, если тот по требованию США ужесточит санкции в отношении страны.

«США добиваются, чтобы Евросоюз ввел санкции против Белоруссии. Это будет Европе во вред. К общему счастью, ЕС пока не занял американскую позицию. Если вам это надо – присоединяйтесь /к санкциям – прим ред/, но не забывайте, что через Белоруссию идет половина нефти, половина нефтепродуктов и 30 процентов газа», – заявлял тогда А.Лукашенко.

Как отмечали наблюдатели, намерение А.Лукашенко использовать в противостоянии с Западом энергетическое оружие не обрадовало российские власти. Косвенным подтверждением этого стало тогдашнее заявление премьера РФ Владимира Путина о том, что России следует реализовать проект нефтепровода БТС-2, по которому российская нефть должна пойти в Европу в обход Белоруссии.

Излишне напоминать, что на протяжении многих лет своего правления белорусский президент умело эксплуатирует тему негласного российско-европейского соперничества за Белоруссию.

Вот и в настоящий момент европейцы проявляют нерешительность в вопросе введения действенных механизмов экономического давления Минск. Запад опасается, что в этом случае Белоруссия снова качнется в сторону России. В противном случае, экономические санкции ЕС стали бы серьезным испытанием для режима А.Лукашенко.

Например, основными рынками сбыта белорусских нефтепродуктов являются страны Балтии, а также Венгрия и Польша. Газ экспортируется преимущественно в Польшу.

Рискнем предположить, что основные импортеры белорусских энергоносителей – поляки и венгры – громче всех в ЕС кричат о введение политических и экономических санкций в отношении Белоруссии, полагая, что эти самые санкции в обозримом будущем введены не будут из-за соображений военно-политического характера и популярных в Восточной Европе сценариев о реальной оккупации Белоруссии Россией.

Кстати, именно об этом говорят в политических кругах Вашингтона.

Страны Запада должны предпринять меры по защите суверенитета Белоруссии, пресечения российского влияния в этой стране и подготовке достойной смены А.Лукашенко, заявил на днях аналитик вашингтонского экспертного центра Jamestown Foundation Владимир Сокор.

«Я считаю, что суверенитет Белоруссии и ее независимость в данный момент главный вопрос, так как Россия снова пытается укрепить свое доминирование в Белоруссии — политически и экономически. Приоритет России — доминировать в экономике Белоруссии, используя энергетические и бизнес-компании, контролируемые Кремлем. Это особенно важно, когда речь идет о независимости Белоруссии. Если это произойдет — демократии там не будет никогда», — отмечает В.Сокор. «Мы уже сейчас должны начать готовиться к периоду „после Лукашенко“, — подчеркивает политолог. „В данный момент не видно ни одной группы способной управлять Белоруссии после Лукашенко. Мы должны достичь правящих кругов в данный момент и помочь развиться компетентной группировке, которая в дальнейшем смогла бы взять на себя ответственность, не дестабилизируя положения в государстве, и без вмешательства России. Очень важно обеспечить единство правящего класса Белоруссии, не позволить России его расколоть и создать условия, в которых он будет действовать один против другого“, — полагает В. Сокор.

В данный контекст рассуждений легко ложатся выдержки из свежей статьи в британской Guardian, авторы которой задаются вопросом о том, почему Запад вдруг так смягчился к А.Лукашенко? Ответ следует искать восточнее Минска: Белоруссия все больше превращается в пешку в игре между Россией, Европой и США, подчеркивает издание.

»Европа упустила свой шанс изменить положение дел в Белоруссии частично потому, что приложила для этого недостаточно усилий. Односторонность, непоследовательность и самоуверенность, характерные для ее попыток расположить к себе последнего европейского диктатора, указывают на более широкую проблему, которую отметила на прошлой неделе глава внешнеполитического ведомства Евросоюза Кэтрин Эштон. По ее словам, в вопросах высокой международной политики европейские страны должны либо действовать осознано и согласовано, либо смириться с индивидуальной слабостью и коллективным провалом", — пишет автор статьи Саймон Тисдолл.

Между тем, следует отметить, что и у Москвы пока также нет четкого понимания того, как следует реагировать на эскапады «батьки», который сейчас на фоне конфронтации с Западом пытается наладить конструктивный диалог с руководством России. Но, похоже, время играет в пользу Москвы. Тот факт, что на сегодняшний день так и не подписано соглашение по поставкам российской нефти в Белоруссию на 2011 год, говорит о том, что российская сторона проявляет терпение и не спешит делать подарок «батьке» в виде дешевых энергоносителей за его очередное клятвенное обещание дружить с Москвой.

Тактика выбрана верно, если учесть, что А.Лукашенко, долгое время игравший на противоречиях между сторонами во имя личной выгоды, сейчас столкнулся с крупными проблемами: внешним долгом, достигающим 52 проц от ВВП, дефицитом торгового баланса в 7 млрд долл, нуждающейся в модернизации и сильно огосударствленной экономикой, а также ростом претензий со стороны 9,5 млн белорусов, променявших политическую свободу на невыполнимые обещания. Новый пятилетний президентский срок, который похоже начнется 21 января, может оказаться для А.Лукашенко последним. По крайней мере, на это надеются и на Западе, и в России.

Источник: www.prime-tass.ru/

19.01.2011 в 06:56
Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.